Аюрведический взгляд на человека, здоровье, жизнь
Учение аюрведы актуально всегда
В переводе с санскрита (от санскр. «āyus» и «veda») аюрведа – «наука, знание о жизни», «знание продолжительности жизни». Это альтернативное традиционной медицине направление, признанное псевдонаукой (?), корни которого уходят в историю Индии.
Впервые о целебных свойствах растений и медицине говорится в Ведах, особенно подробно это информация изложена в третьей и четвертой части – «Атхарваведе».
Этот исторический документ считается первым индийским писанием, затрагивающим аспекты медицины и рассматривает в качестве основной причины всех болезней живые факторы: крими, ятудханья и дурнама.
Кроме того, в данных Ведах упоминается и о так называемых Атхарванах, которые ищут виновников человеческих болезней и убивают их посредством лекарств.
Такое направление в лечении различного рода заболеваний можно считать более прогрессивным, в сравнении с появившейся в пураническом периоде тригуморальной теорией.
В данной исторической эпохе еще прослеживаются элементы атхарванических идей, что можно наблюдать в древнем медицинском труде Сушруты (карма канда, «Гаруда – пурана»).
Согласно данному пураническому тексту микробы являются основной причиной проказы, что вытекает из атхарванской теории. Далее Сушрута доносит до нас информацию о значительной роли гельминтов в возникновении различных заболеваний.
Эти два важных тезиса можно проследить назад до Атхарваведы – самхиты, где в одной из глав (гимнов) описывается процесс заболевания проказой и в качестве рекомендации по ее лечению предлагается использовать раджани аушахади.
Это растение, которое, согласно описанию, имеет стебель черного цвета и темные пятна. Опираясь на данную информацию, можно предположить, что это лишайник, обладающим качествами антибиотика.
Все выше сказанное, подтверждает, что Атхарваведы – это первый письменный документ, где подробно описано применение антибиотиков, а также имеется описание костей скелета человека.
Буддистские источники об Аюрведе
Первые упоминания о медицинских научных трактатах относят к 1500 г. Основная масса этих трудов, а также сведения об их авторах до наших дней не дошли.
Но, несмотря на этот факт, сведения о большом количестве текстов, содержащих различного рода медицинскую информацию, можно отследить по книгам и прочим рукописным источникам, которые сохранились в собрании буддистских сочинений тибетского канона, состоящего из нескольких томов.
Источники аюрведы классического вида
Основными и самыми значимыми источниками, хранящими знания аюрведы, можно считать девять трактатов. Остановимся на них подробнее.
1. Трактат «Чарака – самхита», относящийся к 150 г. н.э.
Здесь описывается процесс лечения внутренних болезней и отражена информация о более чем 600 лекарственных препаратах, имеющих животное, минеральное или растительное происхождение.
Использование данных лекарственных средств описывается в восьми основных разделах данного трактата:
- лечение болезней, касающихся всего организма;
- лечение заболеваний головной области;
- лечение ран;
- лечение болезней, связанных с расстройством психики;
- лечение болезней у детей;
- эликсиры и лекарственны средства против возрастных проблем;
- противоядия;
- средства, направленные на повышение половой активности.
2. «Сушрута – самхита», датирована 350 г. н.э.
Данный медицинский труд носит хирургический характер и описывает более 300 различных операций. Кроме того, в трактате дано подробное описание свыше 120 хирургических инструментов и около 700 эликсиров и иных лекарственных средств.
Важно отметить, что в данном медицинском произведении указаны медикаменты, которые упоминаются в «Чарака – самхите» и Атарваведе, а часть их них можно найти в трактатах Гиппократа.
- «Аштанга-хридая-самхита» (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
- «Чикитса-самграха», или «Чакрадатту» Чакрапанидатты (Cakrapāṇidatta’s Cikitsāsaṃgraha or Cakradatta) XI в.
- «Вангасена-самхиту» или «Чикитсасара-самграху» Вангасены (Vaṅgasena’s Vaṅgasenasaṃhitā or Cikitsāsārasaṃgraha) XI—XII вв.
- «Аюрведа-саукхью» Тодарамаллы (Ṭodaramalla’s Āyurvedasaukhya) XVI в.
- «Вайдьяваллабха» Хастиручи (Hastiruci’s Vaidyavallabha) XVII в.
- «Йога-ратнакара» (Yogaratnākara) неизвестного авторства, XVIII в.
- «Бхайшаджья-ратнавали» Говиндадасы (Govindadāsa’s Bhaiṣajyaratnāvalī), XVIII—XIX вв.
- «Шарнгадхара-самхита» Шарнгадхары (Śārṅgadhara’s Śārṅgadharasaṃhitā) XIV в.
- «Мадхава-нидана-самхита»
- «Бхавапракашу» Бхавамишры (Bhāvamiśra’s Bhāvaprakāśa) XVI в.
- «Харита-самхита»
- «Кашьяпа-самхита»,
- «Бхела-самхита».
Три первых трактата из вышеуказанных объединяют в себе все существующие аюрведческие труды и называются «Брихат – трайю»
Кроме того, имеется большое количество литературных источников, где можно найти разнообразные комментарии к наиболее значимым медицинским трудам.
К ним можно отнести произведения научного толка Чакрапанадатты, Дридхабалы, Арунадатты, Хемадри, Нагарджуны и прочих авторов, относящихся к древней медицинской науке.
К 1000 г. н.э. учение аюрведы можно считать окончательно сформированным.
Легенда о появлении аюрведы
Согласно древнему сказанию, Аюрведа раньше являлась частью так называемого откровения святых мудрецов, которым было дано примерно семь тысяч лет назад исключительное знание о тайнах Вселенной.
-
Дакша Веды говорят нам о том, что тайны медицинских знаний были раскрыты Брахмой одному из богов-демиругов – Дакше;
- А Дакша одарил этими знаниями божественных близнецов Ашвинам, которые впоследствии прославились как врачеватели и поделились полученными знаниями и опытом с Индрой;
- Индра научил всему, что знал своих учеников, в частности Бхарадваджае, который считается одним из семи индусских мудрецов.
Прародитель аюрверды

Согласно легенде, прародителем учения о жизни является аватар Вишну – Дханвантари, о котором есть упоминание не только в Ведах, но и в Бхагавата-пуране.

Этот культ имеет в основе молитвы о здоровье. Кроме того, с ним связывают значительное количество разнообразных знаний в области хирургии. Дханвантари приписывают владение знаниями о лечебных свойствах куркумы, о способностях солей лечить раны, о лечении травами и растениями.
Подведем итог об истории аюрведы
Можно точно сказать, что понятие аюрведа – многогранно. Это:
- в широком смысле – научное направление, которое объединяет знания из различных областей медицины, а также геологии, астрономии, физики, химии, ботаники и даже нейро-биологии.
- в узком смысле – это наука, базой которой можно считать знания изначальной природы человека.
Человек по своей сути существо биосоциальное, а значит, он является важной частью природной системы. А природа, как и любая другая система, основывается на взаимосвязи всех составляющих ее элементов.
Именно поэтому для скептиков вопрос об утверждении «псевдонаучности» аюрведы, – а судьи кто?
Уважаемый друг! Вы здесь и это знак судьбы. Значит, пришло время что-то изменить в своей жизни. И если:
- у вас в голове сумбур,
- накрывает паника и тревожное состояние,
- вы устали употреблять антидепрессанты тоннами,
- вас утомили походы к психологу,
- вы приняли для себя решение изменить свое отношение к миру и отношение мира к себе,
- вы решительно хотите избавиться от токсичных отношений,
- вы всерьез задумали систематизировать свое здоровье,
то я просто говорю вам, – добро пожаловать ко мне на очную консультацию в Саратове или онлайн-прием по всей России.
Я со своей компетенцией в аюрведе, в комплексе с Таро нумерологией помогу вам изменить жизнь так, как вы этого хотите и заслуживаете.